Неожиданно попалась мне брошюра из библиотеки журнала "Первого сентября" про дисциплину на уроке. 30 страниц занимательного текста, написанного живым языком. И тема такая... всегда актуальная.
Для меня дисциплина на уроке очень важна, это первое, о чем я договариваюсь с детьми. И способы её достижения могут быть разными: от "встать постоять" (что прекрасно мобилизует, позволяет собраться и успокоиться) до неординарных поступков (как, например, один из описанных в брошюре - встать на стул и продолжить вести урок). Последние мне нравятся больше, но иногда не хватает фантазии, иногда банально энергии или даже настроения. А ещё есть риск обратного эффекта - дети легко могут взбудоражиться, сбиться с рабочего настроя.
Между этими двумя крайними методами есть масса известных и излюбленных педагогами: 🔸неожиданно перейти на шепот;
🔸замолчать и дать шуму самому "улечься" ;
🔸невзначай коснуться нарушителей тишины и указать на страничку, с которой работаем; 🔸сделать минутный перерыв;
🔸переключить активность с умственной на физическую.
Из своей школьной жизни я прекрасно помню двух учителей. Одна, учитель математики, обладала неимоверной силой держать нас в тишине. И в страхе. Мне кажется, что даже подходя к кабинету, мы уже молчали. И другой... учитель физики. У нас не было звенящей тишины, мы могли свободно общаться о физике, соблюдая простое правило одного говорящего. Помню то чувство свободы, которое было в его кабинете, и не было страшно что-то не понять. Ведь можно дождаться, пока договорит учитель или одноклассники, и просто спросить.
Поэтому для меня дисциплина это не армейская выправка и безудержное молчание, но рабочая атмосфера беседы на заданную тему, основанная на принципе взаимоуважения и следования элементарным правилам.
А какие у вас воспоминания или мнения о дисциплине в школе?
Здравствуйте. Мне кажется вопрос дисциплины в школе всегда в первую очередь личный выбор самого учителя. Быть строгим или более открытым. Или искать эту золотую середину? Надо быть настоящим профессионалом чтобы понять как лучше!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Да, одному комфортно находиться в рабочей атмосфере, где каждый понемногу "жужжит" в своей деятельности. И создается невысокий уровень шума, в котором и сосредоточиться можно, и как в оковах себя не чувствуешь. Другому же нужна армейская выправка и абсолютная тишина. Каждому свое
УдалитьДоброго дня... Урок ведь состоит из нескольких моментов - когда-то нужна тишина, когда-то необходимо пообщаться... детям необходима смена деятельности... Но конечно общение на уроке должно быть в рамках темы урока - диалог учителя и ученика - лучшая возможность усвоить материал... А тишина - она у всех действительно разная... :)
ОтветитьУдалитьДисциплина иногда зависит еще от уважения к учителю. Если учителя уважают, то и вести себя будут подобающе. А уважение надо заслужить. Конечно, бывают дни, когда даже самые послушные дети бывают неуправляемы. Вот тогда все способы хороши неординарные. Главное не перегнуть палку
ОтветитьУдалитьЯ, вот, «бубнила». В школе любила тихонько прогововаривать каждый шаг в цепочке. Так проще заметить ошибку. Могла, конечно, молча выполнять задание. Но это было совсем не то.
ОтветитьУдалитьЕсть дети, которым это необходимо. И они сами это понимают. А бывает предлагаешь им проговаривать себе тихонько, а они не могут, им мешает. Я всегда любила работать в тишине.
Удалить