Рекомендую к прочтению

Дэйв Берджес "Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными"

Книга - настоящее сокровище!Мне она помогла задаться важными вопросами:
1. Если бы в школах отменили обязательные занятия, и ученики могли выбирать уроки, на которые хотят ходить, было бы мне кому преподносить материал?
2. Есть ли у меня уроки, на которые можно продавать билеты?
3. Как я могу использовать пространство кабинета, чтобы подогреть интерес детей к теме?
4. Какие конкурсы я могу провести в рамках изучения программы?
5. Как я могу наилучшим образом настроить себя на ведение урока?
И это далеко не весь перечень вопросов, на которые я мало-помалу нахожу все новые ответы. Книга написана очень живым языком, ее приятно читать, увлекает с первых страниц. Погружаешься в удивительный мир Дэйва Берджеса и чувствуешь, как шевелится твой мозг...


Александр Мурашев "Другая школа"

В какой школе вы мечтали бы учиться?

Автор книги "Другая школа" посетил  образовательные учреждения по всему миру и нашел для себя ответ на этот вопрос. Александр Мурашев знакомит читателями со школами по всему миру, в которых учат "по-другому".

Финская школа. Нет предметов в привычном понимании, есть тема шестинедельного раздела, которая рассматривается  с разных сторон. Например, разумное природопользование. На одном уроке дети изучают новые слова (скажем, вторичная переработка), на другом рисуют социальные плакаты на эту тему, на третьем - изучают прессу.

Датская гимназия Orestad. Школа без стен, лишь кое-где здесь встречаются перегородки из почти невидимого стекла. Замысел зародился из идеи поместить учителей в такие условия, чтобы они не смогли работать как раньше. За закрытыми дверьми кабинета у каждого учителя - своя вотчина. Здесь же нет возможности скрыться, поэтому остаются только те, кому есть что показать коллегам и детям из других классов.

Школа неформального образования "Апельсин" в Санкт-Петербурге. Здесь вся власть отдана в руки детей. Все серьезно: со своим парламентом, выборами, вынесением вопросов на обсуждение. Дети здесь сами решают, посещать им или не посещать занятия. Между шахматами и шитьем они делают выбор каждый день: сегодня ученик может попытать счастья в стратегической игре, завтра - освоить рукоделие. В этой школе нет уроков чтения, по мнению директора школы Дмитрия Зицера такой урок - ситуация унижения. Мы говорим, что чтение - это удовольствие, но сравниваем: "Он прочитал лучше", "Поработай над интонацией" и т.п.

И это не все. Автор говорит о школе, в которой нет понятий "мальчик" и "девочка"; о школе, в которой дневник используется для описаний эмоционального состояния ребенка; о школе, в которой труд ребенка - неотъемлемая и весомая часть учебного процесса.
Книга по большей части обзорная и очень приглянется тем, кто интересуется будущим образования.  Читается на одном дыхании, рекомендую.


Ирина Млодик "Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога"

В книге много историй, рассказанных от лица взрослых людей как воспоминание о школьных годах. Это уникальная возможность посмотреть на школу глазами ребенка. 

Вот например: "Я на уроке английского языка и сижу на последней парте с парнишкой, на гиперактивность которого учителя уже даже не жалуются, настолько она очевидна и утомительна для них. Худенький, очень подвижный, он в момент превращает парту в кучу-малу. Урок только начался, а ему уже не терпится, он начинает что-то строить из карандашей и ластиков. Кажется, что весьма этим увлечен, но когда учитель задает ему вопрос, отвечает не задумываясь, верно и быстро.

На призыв преподавателя открыть рабочие тетради он лишь спустя несколько минут начинает искать нужное. Перерыв все на своем столе, он не замечает, как тетрадь падает. Перегибаясь к соседской парте, он ищет ее там, к возмущению впереди сидящих девчонок, потом неожиданно вскакивает и мчится к своей полке, получая строгое замечание от учителя. Когда бежит обратно, все же обнаруживает упавшую тетрадь. В течение всего этого времени учитель дает задание, которое, как казалось, мальчик не слышит, потому что увлечен поисками. Но выясняется, что он все понял, потому что быстро начинает писать в тетрадке, вставляя нужные английские глаголы. Закончив это за шесть секунд, он начинает играть чем-то на парте, пока остальные дети усердно и сосредоточенно делают упражнение в полной тишине, нарушаемой только его бесконечной суетой".

 Но не только историями привлекательна книга, в ней приведены классификации школ по типу ориентированности (на учебный процесс, родителей или учеников) и учителей по типу поведения. Интересно передает автор свой взгляд на эмоциональное выгорание педагога.



Дэниэл Дж.Сигел, Тина Пэйн Брайсон "Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка"

В легкой и доступной форме авторы рассказывают своим читателям о строении мозга человека. И понимание простых законов его развития открывает возможности взаимодействия с людьми любого возраста на основе новых знаний.
Например, в книге очень просто рассказано, что происходит в "голове" ребенка, когда мы наблюдаем истерику. Более того, даны эффективные методики взаимодействия с детьми в тот самый момент, когда они нас, кажется, не слышат. Секрет прост - услышать надо ребенка, понять и принять его эмоции, перейти на уровень его состояния, успокоить и только потом начинать разговор. "Понимание того, как работает мозг Вашего ребенка, помогает Вам достичь сотрудничества гораздо быстрее и часто с гораздо меньшим драматизмом", - вот, на мой взгляд, основная мысль книги.



О.И. Ефимов и В.Л. Ефимова "Педагогика, изменяющая мозг"

Её авторы - логопед и невролог - в форме диалога рассказывают о том, как речь и письмо ребёнка тесно связаны с ощущением себя в пространстве, с чувством ритма, равновесия, ощущением времени и прочими "базовыми" функциями мозга. Пока читала, несколько раз утвердилась в мысли, что физминутки в начальной школе - это не просто способ отдохнуть и переключить внимание, это ещё и вспомогательный инструмент в обучении. Ведь многие из них построены на повторении цепочки действий, на отклике тела на заданный ритм, на то же равновесие, внимание и тд.
Конечно, в книге много продажи. Её авторы при любом удобном случае упоминают свой центр в СПб, где используются различные тренажёры (именно физические тренажёры), занятия на которых способствуют развитию речи, внимания, тренируют память, позволяют ребёнку справляться с импульсивными состояниями. Но мне показалось, что дома и в школе эти знания тоже очень даже можно применять. Например, чувство ритма развивается в играх в ладушки, на уроках музыки можно давать детям ладонями повторять такт, фантазия нам в помощь. Конечно, когда речь идёт о больших затруднениях, без специалиста не обойтись, но эта книга позволяет понять важную вещь: если ребёнок допускает слишком много ошибок при написании, тренировкой и многократным повторением решить проблему не представляется возможным. Работать надо на более глубоких уровнях организации мозга.
Родители и педагоги часто думают, что ребенок устроен именно так: взрослые могут с помощью разных занятий-ключиков развивать отдельно речь, отдельно движение, отдельно мышление. Но у ребенка только один механизм - мозг, который работает как единое целое.



Сатья Дас. Нескучная детская психология

Детей до школы вообще не надо ничему учить.
Так говорит Сатья Дас в своей книге "Нескучная детская психология".
далее цитата: "Не надо думать - у нас такие требования в школе,  ребенок должен уже уметь многое к первому классу.
А зачем тогда вообще школа, если он уже знает английский, умеет читать и писать? Получается, что школа говорит: "Приводите к нам уже обученных детей!"

На мой взгляд, в этом есть много истины. Часто в первом классе чувствуется расслоение по уровню навыков между детьми. Одни быстро все делают, потому что хорошо умеют, а другие только-только учатся. От этого первым скучно, вторым трудно. Современные стандарты образования предусматривают индивидуальный подход, который как раз призван справиться с такой задачей, однако мне, как молодому учителю, пока сложно находить баланс в рамках 40-минутного урока.
На мой взгляд, здорово, когда дети еще до школы знают буквы, умеют делать простые вычисления в уме, уверенно орудуют ножницами и цветными карандашами, смело отвечают на вопросы, живо интересуются происходящим. Этого можно достичь "между делом": на прогулке, во время обеда, перед сном ( в форме игры ребенок и не заметит, что учится, но ему понравится, что он уже умеет).



Адель Фабер, Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили" 


Прочитала книгу не быстро. Много упражнений, которые авторы рекомендовали практиковать поступательно. Думаю, мне эта книга очень поможет, когда я стану мамой, а в школьной практике практически не сталкиваюсь с описанными ситуациями.
Очень нравится, что в книге в конце каждой главы даётся выжимка в виде памятки, ситуативных комиксов, а также истории родителей, у которых не сразу все получалось. Придаёт сил, знаете ли. Всегда ведь хочется взять инструмент и как волшебной палочкой поменять разом все. А так не всегда выходит.
Для себя я взяла очень крутую идею: пишу себе карточки-напоминалки, как можно действовать в разных ситуациях. Одна из любимых: “Остановись и ответь на вопрос: что сейчас происходит?” Ведь когда эмоции берут верх, разумно поступить сложно.

2 комментария:

  1. Благодарю за подборку... Мне интересно почитать эти книги для саморазвития, чтобы лучше понимать своих детей и иметь возможность помочь им понять себя в том числе...

    ОтветитьУдалить