Два года назад я провела в первом классе эксперимент: вместо красной пасты для исправления ошибок я взяла в руки зеленую - отмечать наиболее удачные элементы письма. Сегодня я использую этот метод регулярно, так как результаты его налицо:
1. Тетради выглядят намного привлекательнее: зеленый цвет - мягкий, приятный взору (в противовес довольно агрессивному красному).
2. Внимание ребенка смещается с неудач на то, что хорошо получилось. Ему удалось красиво вывести букву или целое слово уже сейчас, сегодня. А значит завтра выйдет еще краше.
3. Сам момент контроля (когда я иду между рядами и просматриваю, у кого как выходит) не вызывает у учащихся стресса: учитель не черкает, не выдирает листы, а "волшебной палочкой" прикасается к сотворенному. Дети ждут, очень ждут, когда же подойдут именно к нему.
4. Чуть позже дети сами стали видеть свои успехи. В завершение минуток чистописания я просто просила взять зеленый карандаш (или ручку) и обвести самое удачное соединение.
⠀
Безусловно, начальная школа - самое благостная почва для использования этого метода. В первом классе оценок нет вовсе, а значит и не надо считать количество ошибок; дальше - сложнее, но тоже возможно, хотя бы сохраняя в некоторых элементах урока (те же минутки чистописания, математические диктанты). В последующих классах при проверке тестов можно также взять зеленую пасту и отмечать ей правильный ответ. Цвет не порождает чувства неудачи, а значит есть шанс, что верный ответ легко и с удовольствием запомнится.
Первое упоминание "метода зелёных чернил" принадлежит академику АПН СССР Амонашвили Ш.А.
В его книге «Здравствуйте, дети!» (1983г.) обобщен опыт, накопленный за 15 лет экспериментальной работы с учениками «нулевого» класса школы.
Вот как он описывает его в главе 20. II Личность и цвет чернил
"…Если я хочу усовершенствовать свою методику воспитания на началах гуманности, то не должен забывать, что сам был когда-то учеником, и должен добиваться того, чтобы моих сегодняшних воспитанников не мучали те же переживания, что мучали меня когда-то.
Так в процессе воспитания личности ребенка встала передо мной проблема цвета чернил.
Что больше поможет ребенку: частое указание на допущенные им ошибки или указание на достигнутые успехи? На чем лучше заострять внимание ученика: на том, как не надо делать, или на том, как надо делать? Что больше будет способствовать его развитию: горечь неудачи или радость успеха? И если объединить все эти вопросы в одну проблему, то она обретет следующее содержание: может быть, стоит поменять красные чернила, превращающиеся в неисчерпаемое количество замечаний - «Плохо! Ошибка! Как тебе не стыдно!», на зеленые, которые могут превратиться в неисчерпаемое количество поощрений - «Хорошо! Рад за тебя! Так держать! Молодец!»
⠀
"Метод зеленой пасты" - лишь метафорическое название. Его можно плодотворно использовать и при оценивании устных ответов. Всем взрослым хорошо известно явление "обратной связи", построенное на принципе "сначала расскажи, что получилось хорошо, а потом - о точках роста".
Статья автора на данную тему в 2017 году была опубликована на сайте "Коучинг в образовании".
1. Тетради выглядят намного привлекательнее: зеленый цвет - мягкий, приятный взору (в противовес довольно агрессивному красному).
2. Внимание ребенка смещается с неудач на то, что хорошо получилось. Ему удалось красиво вывести букву или целое слово уже сейчас, сегодня. А значит завтра выйдет еще краше.
3. Сам момент контроля (когда я иду между рядами и просматриваю, у кого как выходит) не вызывает у учащихся стресса: учитель не черкает, не выдирает листы, а "волшебной палочкой" прикасается к сотворенному. Дети ждут, очень ждут, когда же подойдут именно к нему.
4. Чуть позже дети сами стали видеть свои успехи. В завершение минуток чистописания я просто просила взять зеленый карандаш (или ручку) и обвести самое удачное соединение.
⠀
Безусловно, начальная школа - самое благостная почва для использования этого метода. В первом классе оценок нет вовсе, а значит и не надо считать количество ошибок; дальше - сложнее, но тоже возможно, хотя бы сохраняя в некоторых элементах урока (те же минутки чистописания, математические диктанты). В последующих классах при проверке тестов можно также взять зеленую пасту и отмечать ей правильный ответ. Цвет не порождает чувства неудачи, а значит есть шанс, что верный ответ легко и с удовольствием запомнится.
Первое упоминание "метода зелёных чернил" принадлежит академику АПН СССР Амонашвили Ш.А.
В его книге «Здравствуйте, дети!» (1983г.) обобщен опыт, накопленный за 15 лет экспериментальной работы с учениками «нулевого» класса школы.
Вот как он описывает его в главе 20. II Личность и цвет чернил
"…Если я хочу усовершенствовать свою методику воспитания на началах гуманности, то не должен забывать, что сам был когда-то учеником, и должен добиваться того, чтобы моих сегодняшних воспитанников не мучали те же переживания, что мучали меня когда-то.
Так в процессе воспитания личности ребенка встала передо мной проблема цвета чернил.
Что больше поможет ребенку: частое указание на допущенные им ошибки или указание на достигнутые успехи? На чем лучше заострять внимание ученика: на том, как не надо делать, или на том, как надо делать? Что больше будет способствовать его развитию: горечь неудачи или радость успеха? И если объединить все эти вопросы в одну проблему, то она обретет следующее содержание: может быть, стоит поменять красные чернила, превращающиеся в неисчерпаемое количество замечаний - «Плохо! Ошибка! Как тебе не стыдно!», на зеленые, которые могут превратиться в неисчерпаемое количество поощрений - «Хорошо! Рад за тебя! Так держать! Молодец!»
⠀
"Метод зеленой пасты" - лишь метафорическое название. Его можно плодотворно использовать и при оценивании устных ответов. Всем взрослым хорошо известно явление "обратной связи", построенное на принципе "сначала расскажи, что получилось хорошо, а потом - о точках роста".
Статья автора на данную тему в 2017 году была опубликована на сайте "Коучинг в образовании".
Да, на самом деле все просто... Детям необходимо знать и видеть свои достижения. Это прибавляет желания двигаться дальше.
ОтветитьУдалитьОтмечать успехи очень важно. У нас в этом году ввели вместо красной пасты синюю для "плохих" оценок, чтобы не травмировать психику ребенка.
ОтветитьУдалитьСветлана, дети замечают эти отметки? И что при этом с ошибками? Они красным цветом исправляются?
УдалитьДа. Замечают. И родители удивляются, а что изменится если двойка будет стоять не красными чернилами, а синими. У нас такой ситуации пока ещё не было, поэтому не могу сказать какими чернилами исправляются ошибки. Только по технике чтения было синими чернилами.
УдалитьДа, детей нужно чаще хвалить и тогда будет больше желания стараться и учиться.
ОтветитьУдалитьЯ думаю,это стоит взять всем учителям на заметку.Это мотивирует детей на дальнейшие старания
ОтветитьУдалитьДа.. Когда я впервые увидела тетрадь своего ребёнка, в которой были пометки зелёной пастой... Признаюсь честно,я была удивлена. Ведь в моих школьных воспоминаниях всё чаще всплывает эта до боли привычная "красная метка" учителя! Мы видели её и боялись показать родителям тетради...
ОтветитьУдалитьСейчас мой ребёнок не напуган и это меня радует,он с удовольствием показывает свои успехи и старается писать ещё лучше.. Очень Вам благодарна!
Благодарю Вас за обратную связь, Вита Валерьевна.
Удалить