К вопросу о навыках учителя

Быть здесь и сейчас. Навык тотального присутствия - пожалуй,  один из самых сложных для меня как для учителя.

Порой, находясь физически в одном месте, человек мыслями совсем в другом месте. Как результат - на 100% он ни там, ни здесь.

О чем это я? Урок – неприкосновенное время общения ученика и учителя. Перемена - тоже, здесь рождается нечто более важное: неформальная беседа, где каждый - просто человек, без социальной роли учителя или ученика.  Неоднократно замечала за собой, как посторонние мысли (о семье, заботах, огурцах) влияют на ход урока.

В такие дни кажется, что дети как будто испытывают тебя: не слышат новую тему, срывают дисциплину, рассеянны и т.д. Все. Весь класс!

Знакомо? Думаю, с этим сталкивались не только учителя, но в первую очередь родители. Как бы тривиально ни звучало, дети - наше зеркало. Как только в нас самих зарождается какое-то противоречие, поведение ребенка тут же на это откликается. Ну или наша реакция становится более резкой.

Как я с этим борюсь:


1. Телефон - главный раздражающий фактор. Стараюсь соблюдать простое правило: ему не место в учебном процессе.  Конечно, ситуации бывают разные, и на переменах я стараюсь посмотреть, нет ли важных сообщений. На неважные отвечу после уроков. В конечном итоге, и мое руководство, и родители детей, и моя семья знают  расписание занятий.

2. Прихожу в кабинет задолго до начала уроков. Даже если у меня все готово, это время позволяет настроиться на рабочий лад, о чем-то важном вспомнить, да и просто свыкнуться с мыслью - начался рабочий день.

3. Стараюсь любые бумажные дела выполнять после уроков. Если дать детям задание и склониться надо столом в надежде сократить свой рабочий день и пораньше уйти...пиши пропало. Очень важен контакт глазами и абсолютное присутствие учителя в классе.

Всегда ли получается? Отнюдь! Но с каждым разом все лучше и лучше. Первый шаг - задать себе правильный вопрос. Например: "Что сейчас происходит? Почему внимание класса ускользает от тебя?"


А какие вопросы задаете себе вы, чтобы вернуть себя туда, где вы сейчас находитесь?

2 комментария:

  1. Да уж, знакомая история. Я действую от противного в таких случаях. Разбираюсь с тем, на что уходят мысли. Задаю себе вопрос: "Что меня сейчас тревожит? Что я могу с этим сделать?" и разбираю. Потому что знаю хорошо себя, пока не отпущу мысль, покоя она мне не даст.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, поистине верно выражение: "Каждому своё". Тоже хороший путь - разобраться с тем. что тревожит и отвлекает. Ведь невозможно полностью забыть о том, что на самом деле для нас важно

      Удалить