Учитель должен любить детей?



Вокруг профессии учителя много романтики. Например, про хороших педагогов говорят, что они любят детей.  Временами эту черту или качество можно встретить в описании требований к вакансии. Но что это такое - любовь не к своим детям? Как измерить уровень этой компетенции, раз уж она звучит как важная и даже необходимая?

На мой взгляд, это просто пустые слова. Красивая звездная пыль. Начни задавать вопросы поконкретнее, и мало кто сформулирует: "Как это проявляется?", "Что конкретно вы делаете, чтобы показать свою любовь ученикам?", "Как это замечают окружающие?"

Любовь - это глубокое, многогранное чувство. Любить не учат в университете, не говорят об этом на мастер-классах, на курсах повышения квалификации. Даже тренинги личностного роста - не о том.

А чему же учат, как это назвать?  Уважение к личности и интерес к детству. Вот что, мне кажется, можно и нужно развивать. Здесь ясны критерии.

Мне понятно, что значит уважать ученика: принимать его мнение, выслушивать претензию, признавать право на ошибку, давать выход эмоциям, обсуждать проблемы, искать пути решения, говорить "Спасибо" и "Пожалуйста", обращаться по имени и прочие простые вещи.

А вот интерес к детству - это настоящая работа над собой. Мне, как взрослому человеку, порой трудно понять, почему ребенок ведет себя так или иначе. Но простой интерес однажды привел меня в такие темы, как коучинг, нейропсихология, сенсорная интеграция. Изучение этих новых для меня областей науки дало массу инструментов в работе. А главное - работать мне стало легко, я не считаю себя плохим учителем, если ребенок что-то не понял. Я больше не переживаю, что у кого-то сразу не пошли крючки и палочки. Я знаю, что этому может быть масса веских причин, а не просто капризы или нежелание учиться.

Пусть мой возглас будет услышан, и в курс обучения педагогов включат нейропсихологию.  Это настоящий клад, серьезно!

Что думаете об этом обо всем, читатели мои?

#счастливоеучительство

10 комментариев:

  1. Очень спорный вопрос Вы подняли. Конечно, мне, как родителю, сразу хочется сказать: "Конечно, учитель должен любить детей". Но я даже представить себе не могу, как сложно быть учителем,какую массу чувств приходится испытать ежедневно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александр. Да, про чувства - это Вы верно отметили. Эмоциональный интеллект - одна из интересующих меня тем. В работе педагога очень важно уметь понимать свои чувства и управлять эмоциями

      Удалить
  2. Глупо было бы, конечно, утверждать, что учитель должен любить своих учеников. Но тем не менее очень хотелось бы верить, что, находясь изо дня в день в этом " детском " коллективе, у учителя появляется тесная привязанность к детям, возникают близкие тёплые взаимоотношения между учителем и учениками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ольга, привязанность и теплые взаимоотношения - прекрасная почва для сотрудничества. А именно на сотрудничестве строится качественный диалог "учитель-ученик-родитель". Этому способствуют совместные праздники, классные часы, отвлеченные беседы на переменах.

      Удалить
  3. Верно подмечено, с детьми нужно быть на одной волне, и на мой взгляд, у Вас Евгения Николаевна это очень хорошо получается,лично я видела это по своему ребенку пока учиись с Вами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена, за добрые слова. Быть учителем в начальной школе для меня - значит самой оставаться ребенком много дольше, чем это принято :)

      Удалить
  4. Доброго дня. Я считаю, что без любви к детям сложно стать настоящим педагогом. Просто любовь бывает разная... Вы пишите, что интересуетесь детьми, их жизнью, их проблемами, стараетесь им помочь, понять их...что вы понимаете - это не капризы делают их такими, это их маленькие (для нас взрослых - маленькие) проблемы и дилемы... Но ведь это и есть любовь... не любя, сложно понимать, сочувствовать... А насчёт нейропсихологии - согласна с вами, эти знания лишними не будут...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Владимировна, благодарю Вас за интерес к блогу и такие ценные комментарии.

      Удалить
  5. Я соглашусь с вами, Евгения Николаевна, что неправильно говорить, что учитель должен любить детей. Учитель должен любить своё дело! Тогда он вложит всю душу в детей. Между учителем и учеником должна быть доверительная связь, учитель должен уважать своих учеников, постараться стать для них примером для подражания...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анастасия. Да, любовь к своему делу - пожалуй, это важно в любой профессии.

      Удалить