Дисциплина на уроке


Неожиданно попалась мне брошюра из библиотеки журнала "Первого сентября" про дисциплину на уроке. 30 страниц занимательного текста, написанного живым языком. И тема такая... всегда актуальная.

Для меня дисциплина на уроке очень важна, это первое, о чем я договариваюсь с детьми. И способы её достижения могут быть разными: от "встать постоять" (что прекрасно мобилизует, позволяет собраться и успокоиться) до неординарных поступков (как, например, один из описанных в брошюре - встать на стул и продолжить вести урок). Последние мне нравятся больше, но иногда не хватает фантазии, иногда банально энергии или даже настроения. А ещё есть риск обратного эффекта - дети легко могут взбудоражиться, сбиться с рабочего настроя.
Между этими двумя крайними методами есть масса известных и излюбленных педагогами: 🔸неожиданно перейти на шепот; 
🔸замолчать и дать шуму самому "улечься" ; 
🔸невзначай коснуться нарушителей тишины и указать на страничку, с которой работаем; 🔸сделать минутный перерыв; 
🔸переключить активность с умственной на физическую. 
Из своей школьной жизни я прекрасно помню двух учителей. Одна, учитель математики, обладала неимоверной силой держать нас в тишине. И в страхе. Мне кажется, что даже подходя к кабинету, мы уже молчали. И другой... учитель физики. У нас не было звенящей тишины, мы могли свободно общаться о физике, соблюдая простое правило одного говорящего. Помню то чувство свободы, которое было в его кабинете, и не было страшно что-то не понять. Ведь можно дождаться, пока договорит учитель или одноклассники, и просто спросить.
Поэтому для меня дисциплина это не армейская выправка и безудержное молчание, но рабочая атмосфера беседы на заданную тему, основанная на принципе взаимоуважения и следования элементарным правилам.
А какие у вас воспоминания или мнения о дисциплине в школе? 

6 комментариев:

  1. Александр Казанцев24 сентября 2019 г. в 08:59

    Здравствуйте. Мне кажется вопрос дисциплины в школе всегда в первую очередь личный выбор самого учителя. Быть строгим или более открытым. Или искать эту золотую середину? Надо быть настоящим профессионалом чтобы понять как лучше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Да, одному комфортно находиться в рабочей атмосфере, где каждый понемногу "жужжит" в своей деятельности. И создается невысокий уровень шума, в котором и сосредоточиться можно, и как в оковах себя не чувствуешь. Другому же нужна армейская выправка и абсолютная тишина. Каждому свое

      Удалить
  2. Доброго дня... Урок ведь состоит из нескольких моментов - когда-то нужна тишина, когда-то необходимо пообщаться... детям необходима смена деятельности... Но конечно общение на уроке должно быть в рамках темы урока - диалог учителя и ученика - лучшая возможность усвоить материал... А тишина - она у всех действительно разная... :)

    ОтветитьУдалить
  3. Дисциплина иногда зависит еще от уважения к учителю. Если учителя уважают, то и вести себя будут подобающе. А уважение надо заслужить. Конечно, бывают дни, когда даже самые послушные дети бывают неуправляемы. Вот тогда все способы хороши неординарные. Главное не перегнуть палку

    ОтветитьУдалить
  4. Я, вот, «бубнила». В школе любила тихонько прогововаривать каждый шаг в цепочке. Так проще заметить ошибку. Могла, конечно, молча выполнять задание. Но это было совсем не то.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть дети, которым это необходимо. И они сами это понимают. А бывает предлагаешь им проговаривать себе тихонько, а они не могут, им мешает. Я всегда любила работать в тишине.

      Удалить