Школа будущего





Здравствуйте, дорогие читатели. Я рада приветствовать вас на страницах своего блога. И в первую очередь, конечно, хочется рассказать вам о том, как я пришла к теме коучинга в образовании, и что это для меня значит.
Шесть лет назад я, рядовой тренер в компании ЗАО «РТК» услышала о том, что такое коучинг. Мне оказалась очень близка эта тема, она нашла глубокий отклик в моем сознании благодаря своей ориентированности на личный успех и потенциал каждого человека.






Спустя немного времени волею судьбы я стала работать по своей профессии, я стала учителем. 71-ая школа г.Краснодар любезно распахнула передо мной свои двери и передала в мои руки 30 разных ребят в возрасте 8-9 лет. Начальная школа…Сказать, что это колоссальная ответственность – не сказать ничего. Помня свой опыт обучения в средней школе, я точно решила для себя, что стоит учить детей как-то иначе. Но как? Есть мощный «механизм», благодаря которому работает вся система образования в России: 40-минутные рамки урока, расстановка парт в классе, авторитарная позиция учителя по отношению к ученикам, жесткие требования в оформлении тетрадей и прочее. Не так уж и страшно это звучит, если рассмотреть каждый элемент. 40 минут – оптимально, чтобы удержать внимание ребенка на одном предмете изучения; расстановка парт позволяет всем ученикам единовременно находиться в зрительном контакте с учителем; авторитарность необходима для возможности управления коллективом (в данном случае классом); требования к ведению тетрадей пригодятся детям в будущем при оформлении, например, документов. Во всех этих частностях мне чего-то не хватало…
И вот спустя полтора года работы в школе, при поиске информации в интернете я натолкнулась на интересный проект «Коучинг в образовании». Долгое время я просто изучала статьи по теме, знакомилась с материалами ежегодных конференций и задавалась вопросом: «Насколько это все приживается в современной школе?» На базе этого проекта я узнала о великолепной возможности для учителей – принять участие в конкурсе на бесплатное обучение по международной программе  коучинга. Думать не пришлось ни минуты, я с горящими глазами подала заявку на конкурс. И удача улыбнулась мне.
Сказать, что я шла на программу только из профессиональных побуждений было бы большим лукавством. Конечно, я преследовала и личные цели, но интерес к коучингу как к новому инструменту в искусстве преподавания присутствовал ощутимо. С первых дней обучения я прикоснулась к миру внутренних переживаний и изменений, я робко и с осторожностью стала смотреть на мир сквозь призму пяти принципов Милтона Эриксона. И с этого самого момента меня не покидала одна настойчивая мысль: «Как все это внедрить в учебный процесс? Какую форму эти новые знания могут обрести в моей профессии?»
Мало-помалу коучинг стал входить в мою жизнь. Сначала в мелочах...в акценте на будущем, на положительном, на результате, в абсолютном принятии окружающих… Дальше больше. Вдруг стали прорисовываться картинки будущего, формироваться высшая, лучшая цель, видение и миссия, не побоюсь этого слова. И вдруг зародилась такая фраза, как «Вера в поколение». Она оказалась для меня тем ключиком, который приоткрыл завесу большого представления под названием «Школа будущего». Я увидела эту школу во всей красе: яркую, свободную, творческую, открытую и гибкую.
Но вопрос в моей голове все еще кипел. Я стала исследовать коучинг в применении к учебному процессу. Какие-то вопросы я проработала в голове, или на бумаге, а какие-то инструменты я применила на живых и настоящих уроках. Ни для кого не секрет, что при составлении плана урока есть определенные требования к его структуре и содержанию. Все эти требования собраны в одну аббревиатуру ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Современные стандарты отличаются высокой степенью ориентации на индивидуальность учащихся, на раскрытие их потенциала, на постановку «вызова» и проблемность урока. И когда я честно задала себе вопрос: «Чем  в моем понимании коучинговый подход принципиально отличается от подхода с точки зрения реализации ФГОС?»…я поняла, что ничем.
Коучинг стал для меня хорошим инструментом для работы с детьми. Навык постановки открытых вопросов существенно раздвинул границы  восприятия материала, а так же позволил мне дать больше свободы урокам в общем понимании этого слова. Совершенно волшебными для меня стали вопросы: «Что еще..?» и «А как думаешь ты?». Такие простые на первый взгляд, эти вопросы порождают уверенность в том, что за любой информацией всегда есть что-то большее, а еще дарят драгоценное чувство, что твое, конкретно твое мнение важно.
         Коучинг научил меня работать с образами. А кому как не детям легко что-то представлять, о чем-то фантазировать, оживлять неживые предметы и понятия… На уроках русского языка в третьем классе у нас появились герои, имена которым дети придумывали сами. В первом классе в «строгой» прописи время от времени стало появляться место милым рисункам ромашки или садового лука; глухие согласные вдруг надели наушники, а звонкие взяли в руки колокольчики.
И в подготовке к урокам коучинг сильно изменил мое видение. В поисках литературы о коучинге в образовании я нашла абсолютный бриллиант для себя: книга Дейва Берджеса «Обучение как приключение». В легкой манере автор преподносит свое уникальное видение уроков, похожих на увлекательное путешествие с постановкой неординарных задач, с позволением себе сделать нечто большее и нечто «за рамками» общепринятого. Самым ценным зерном этой книги стали для меня два вопроса автора к читателю: «Если бы посещение уроков в школе стало необязательным, были бы в вашей аудитории ученики?» и «Есть ли в вашем арсенале уроки, на которые вы могли продавать билеты?» Казалось бы…вопросы закрытые. Но для себя я вопросов «открытее» еще не находила.
По прочтении этой книги в моей ежедневной подготовке к урокам появился недюжинный интерес. Связан он с поиском в каждом материале чего-то «такого эдакого», какого-то «крючка», который не позволит ученику пройти мимо. И примеров таких «крючков» Дейв Берджес привел в своей работе немало: передача информации при помощи музыки, дизайна интерьера, загадочных предметов в классе, костюмов и многого другого. Для меня открылся целый мир возможностей.
Рассказывать о коучинге в моей жизни можно долго, с упоением. Но подводя итог, хочется сказать, про что же это для меня… Коучинг для меня оказался про веру, верность и любовь.
Как часто я произносила такую известную фразу «быть верным своим идеалам» и просто не вдумывалась, что на самом деле это значит. Глубинный смысл слова «Верность» открылся для меня на одной из сессий, и мне захотелось бережно нести его в своей жизни.
Вера в поколение. В любое. В поколение родителей, в мое, в подрастающее. Вера для меня сблизилась с принятием и доверием. И в первую очередь это про доверие самой себе.
Любовь стала мощным аккордом во всей этой великолепной симфонии ценностей. Она укрыла теплым одеялом все важное, что есть внутри, и позволила открыть это миру.

10 комментариев:

  1. Замечательный преподаватель !

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Вера... Верность... Доверие... очень похожие понятия, но все же такие разные... Возможно ли одно без другого? Да... а может и нет... Почему-то я не задумывалась об этом раньше. Спасибо вам...

    ОтветитьУдалить
  4. Вау. Глухие согласные в наушниках, и звонкие с колокольчиками, это точно запомнится на всю жизнь. Да, когда человек любое дело делает с душой и любовью, вносит элемент творчества, позитива, энергии, жизни, получается потрясающий эффект. Аж самой захотелось поучиться в Вашем классе

    ОтветитьУдалить
  5. Ох, да... открытые вопросы - инструмент очень интересный))) я бы купила билет на урок)

    ОтветитьУдалить
  6. Вопрос " были бы ли в вашей аудитории ученики, если вход был бы не об я за тенге" взбудоражил.. И вот какая мысль, трудно сказать что-то про началку, но уверенность в том, что к вам, Евгения Николаевна, приходили в среднем звене меня не покидает точно.
    Всем добра!

    ОтветитьУдалить