Что такое коучинг

Что же такое коучинг? Очередное модное слово или новый тип мышления?
Для меня коучинг это особый способ взаимодействия с миром, построенный на принципах партнерства и принятия. Звучит как набор звуков? Давайте по пунктам.
Коучинг как философия основан на пяти основных принципах:
1. Со всеми все в порядке. Сегодня много говорят об индивидуальности, уникальности каждого ребенка, стандарты обучения все больше ориентируются на дифференцированный поход к ученикам. Но все равно время от времени в очередях, на массовых мероприятиях, в транспорте можно услышать: "Что с тобой не так?", "Ты как с другой планеты", "Все дети как дети, а ты..." Вспомните, как вы наблюдаете за группой детей на площадке, в школе, детском саду...Наверняка, нет-нет, да и проносится в голове мысль: "С ним что-то не так", "Он какой-то странный", "Куда смотрят родители?" и другие интересные соображения. Подобное мышление у меня встроено со школьных лет. Любое поведение и мышление, отличное от некой общепринятой нормы, определяло ученика в группу "неправильных", "особенных" (произносить с известной долей сарказма). Но меня всегда в этом что-то не устраивало...

А что если рискнуть и позволить себе посмотреть на детей по-другому? Через призму "нормальности"? И принять за истину, что со всеми все в порядке... Что при тех условиях и данных, которые есть в жизни ребёнка, при всех ситуациях, с которыми ему пришлось когда-либо столкнуться, он обладает максимально возможными на сегодняшний день качествами и навыками.
Это непросто... Особенно на первых порах. И все же попробовать стоит. Вы удивитесь, насколько меняется мир вокруг от простого принятия человека. Со всеми все окей. И с вами тоже.

2. Позитивное намерение. "За любым поступком ребёнка стоит позитивное намерение", - гласит ещё один принцип коучинга.
Вспомните ситуацию, в которой вам было сложно овладеть своими эмоциями по отношению к ребёнку. Что это за ситуации? Скорее всего, они связаны с нежелательным поведением, капризами, упорством и прочими проявлениями, которые принято считать негативными. Попробуйте сейчас, когда эта ситуация не требует незамедлительных действий, выдержки и силы воли.. попробуйте посмотреть на неё иначе. Чего хотел ребёнок в этот момент? Чего хорошего для себя он хотел? На ум могут прийти готовые ответы: "Испытать мои нервы", "Насолить сестре" и тп. Но а для себя то он чего хотел? Возможно, просто устал и не знал как иначе показать свои чувства, может хотел внимания, заботы, в драке защищал свои границы (не только физические, но и психологические). За любой истерикой есть выгода. Другой момент, что иногда истерика настолько накрывает с головой, что уже и причина неясна.
Что же делать? Принять эмоцию ребёнка, постараться успокоиться самому (ведь мы взрослые, мы хоть немного умеем владеть чувствами), выяснить причину, вынести справедливое решение. Очень важно: справедливое! Которое ребёнка чему-то научит. Например, понимать свои чувства =) иногда принятие решения вами, как взрослым и осознанным, может затянуться. Не всегда, на мой взгляд, стоит сразу выносить вердикт.

3. У человека есть все ресурсы. Этот принцип коучинга в переложении на воспитание одинаково применим как ко взрослому человеку, так и к ребёнку.
💡У вас, как у взрослого человека, есть все необходимые ресурсы, чтобы подойти к процессу воспитания с умом и с сердцем, так, как только для вас это приемлемо и правильно. Это накопленный личный опыт, это внешний опыт, который можно легко получить (книги, курсы, специалисты - все, чему доверяете), это навыки (владеть эмоциями, проявлять чувства, разговаривать откровенно и тд) и прочие ресурсы, хорошо известные только вам.
💡У ребёнка же есть все необходимое, чтобы развиваться в угоду своим потребностям и желаниям. Мало только опыта и знаний, где опыт можно добыть. Однако стремление - это огромный ресурс, которому мы, взрослые, могли бы позавидовать.
💡Ресурс в тебе! И только. Он может крыться в неочевидных вещах. Я совершенно неожиданно пришла для себя к тому, что мой ресурс на работу - в спорте. Меня посещают сотни идей, пока я на беговой дорожке; стресс сбрасывается на степ-аэробике; энергия черпается из тонуса мышц.

4. Наилучший выбор. В каждой ситуации принятия решения ребёнок делает для себя наилучший выбор. В течение дня дети сталкиваются с множеством ситуаций, в которых необходимо сделать выбор. Большинство из них проходит для ребёнка незаметно: проснуться, умыться, попить воды, посетить спортивную секцию, позвонить другу... Но бывают ситуации и посложнее: спор с одноклассником, выполнение домашнего задания, отношения с учителем, игры с ровесниками и тд. Каждый шаг здесь может сопровождаться взвешиванием вариантов поведения, а может быть и абсолютно импульсивным. Что, кстати, тоже является в том момент выбором ребёнка.
Для меня этот принцип очень перекликается с принципом позитивного намерения, поэтому от себя хочу добавить сюда: выбор есть всегда. Это красивая ложь, когда мы оправдывая себя или окружающих говорим "Просто не было выбора". Опоздать или прийти вовремя - наш выбор; сделать или не сделать задание - наш выбор; впадать в истерики или дать себе время остыть - это тоже наш выбор.
Мне в сложных ситуациях помогает такой приём: я задаю себе вопрос "Поступая так, что ты выбираешь? Какое будущее (ближайшее или на перспективу) ты создаёшь?" 

5. Изменения возможны. Изменения не только возможны, но и неизбежны! 
Как часто вы слышите: 👂"Люди не меняются", "Горбатого могила исправит", "Я его знаю, как облупленного"... С такими установками сложно поверить в человека и поддержать его на пути к своей цели. Все пять принципов коучинга, тесно переплетаясь между собой, неизбежно демонстрируют нам, что трансформации неизбежны. Меняются обстоятельства, возраст людей, накопленный опыт, сознание и мышление. И в наших руках - на эти изменения влиять.
Стоит только захотеть и задать себе правильные вопросы.

Коучинг как способ взаимодействия со своими целями и желаниями направлен в будущее, на поиск решений, на результат, на движение вперед. Никакого поиска причин, самокопания и самобичевания. Поиск ресурса в самом себе - вот зерно коучинга.

Как формат общения коучинг построен на открытых вопросах. Как сказал поэт Э.Каммингс: "Прекрасный ответ получает тот, кто задает прекрасный вопрос". И этому можно учиться. Задавать сильные вопросы - это навык.
Полезные ссылки о коучинге
Проект "Коучинг в образовании" - https://coachingineducation.ru/
Статьи о коучинге, программы обучения и многое другое - на сайте Краснодарского Международного Эриксоновского университета коучинга - http://coachcentrug.ru/


1 комментарий:

  1. О коучинге слышала достаточно. Но чтоб понятие "коучинг" применять в школе.. Такое впервые. Евгения, расскажите как вы устраиваете, распределяете свое временное пространство с детьми, применяя подобные знания. Заранее спасибо 🌷

    ОтветитьУдалить